Устаревшие названия цветовых оттенков.
Аделаида красный оттенок лилового. По другим источникам, темно-синий. В
40-50-х годах XIX в. употреблялось в печати: встречается у Тургенева
("цвета аделаида, или, как у нас говорится, оделлоида" и Достоевского
("Так этот галстух аделаидина цвета? Аделаидина-с. А аграфенина цвета
нет?".
Адрианопольский - ярко-красный, от названия краски, которую производили из марены.
Адского пламени, адского огня - лиловый оттенок красного. Или перламутрово-красный. Или черный с красными разводами.
читать дальшеАлебастровый - бледно-желтый с матовым оттенком.
Ализариновый - цвет красных ализариновых чернил.
Альмандиновый - темно-вишневый.
Акажу - цвет "красного дерева", от франц. аcajou.
Амарантовый
- цвет, близкий к пурпурному, фиолетовому. От названия растения
"амарант" красота, бархатник, бархатка, петуший гребень (щирец -
красная трава). Или же цвет древесины розового дерева,
сиренево-розовый, светло-лиловый.
Амиантовый цвет амианта (разновидности асбеста): белесый, грязновато-белый. аще всего - о цвете неба.
Бакановый (баканный) - от «бакан» - багряная краска, добываемая из червца; поддельная, из марены и др.
Багор - густо-красный с синеватым оттенком.
Бедра
испуганной нимфы - оттенок розового. Возможно, возникло в начале ХIХ
века с появлением нового сорта роз. (Существует еще цвет "бедра нимфы".
Это бледно-розовый, нимфа спокойна.) По другим сведениям, это был
розовый с примесью охры. Таким цветом при императоре Павле красили
подкладку военных мундиров. Но так как ткань для офицеров и солдат была
разной по качеству, офицерский оттенок звался "бедром испуганной
нимфы", а солдатский "ляжкой испуганной Машки".
Берилловый - по названию берилла, прозрачного зеленовато-голубого камня.
Бисквитный - нежный серовато-зеленый.
Бискр - цвета желтоватой кожи для обивки мягкой мебели.
Бисмарк-фуриозо - коричневый с красный отливом.
Бисной - седой, серебристый.
Бланжевый, или планшевый (от фр. blanc белый) - кремовый оттенок белого. У Даля тельный, телесный цвет.
Блондовый - то же, что белобрысый (светловолосый, блондин).
Бордоского вина - красно-фиолетовый.
«Борода Абдель-Кадера», или «борода Абдель-Керима» - материал цвета белого с черным оттенком и серым отливом.
Бристольский голубой - ярко-голубой.
Брусничный - когда-то означало зеленый (по цвету листа брусники).
Брусьяный, брусвяный - красный, багряный, цвета брусники.
Буланый - серо-бежевый.
Веселая вдова - оттенок розового.
Вердепешевый - желтый или розовый оттенок зеленого (похож на зеленый персик).
Вердигри - зелено-серый, от франц. vert-de-gris.
Вермильон - ярко-красный, цвета алой киновари, от франц. vermil-lion.
Винный - желтовато-красный.
Влюбленной жабы - зеленовато-серый.
Вороний
глаз - черный. Его рекомендовали для модных фраков. Добиться этого
оттенка можно было, используя только высококачественную шерсть
(низкосортная пряжа со временем приобретала рыжеватый оттенок).
Гавана - серый с оттенком коричневого или наоборот.
Гаити - или розовый, или ярко-синий.
Гиацинтовый - цвета гиацинта (камня), красный или золотисто-оранжевый.
Голова
негра - с XVIII столетия выходцы из Африки достаточно часто встречались
на московских или петербургских улицах, поэтому один из коричневых
оттенков получил такое название.
Голубиной шейки - оттенок серого.
Гороховый - серый или грязно-желтый.
Гридеперливый - жемчужный оттенок серого.
Гуляфный - красный, цвета спелых ягод шиповника. но встречалось и определение этого цвета, как "розового".
Гусиного помета (мердуа) - желто-зеленый с коричневым отливом.
Двуличневый - с преливом, как бы двух цветов с одной стороны.
Дети Эдуарда - оттенок розового. (Дети Эдуарда IV, умершие в Тауэре?)
Джало санто - желтый, полученный из незрелых ягод крушины или жостера.
Дикий, дикенький - светло-серый.
Драконьей зелени - очень темный зелёный.
Дымный - устаревшая форма слова «дымчатый»
Жандарм - оттенок голубого. Слово появилось в конце ХIХ в. благодаря цвету жандармской формы.
Жаркий - оранжевый, насыщенно-оранжевый.
Жженого кофе - сложный оттенок коричневого.
Жженого хлеба - сложный оттенок коричневого.
Жирафовый - желто-коричневый.
Жонкилевый - цвет нарцисса.
Инкарнатный - цвет сырой говядины, от лат. сarneus, мясной.
Испуганной мыши - нежно-серый цвет.
Иудина дерева - ярко-розовый (У Иудино дерева, или багряника, цветы ярко-розовые).
Какао-шуа - цвет горячего шоколада.
Камелопардовый - желтовато-коричневый.
Кардинал
на соломе - сочетание желтого и красного (так французская аристократия
протестовала по поводу заключения в Бастилию кардинала де Роган в связи
с знаменитым делом об "ожерелье королевы".
Кармазинный, кармезинный - насыщенно-красный, от франц. cramoisi, цвет старинного тонкого сукна кармазина.
Карминный, карминовый - оттенок ярко-красного.
Кармелитовый, капуциновый - чистый оттенок коричневого.
Касторовый темно-серый, цвета кастора, суконной шерстяной ткани.
Кастрюльный - красновато-рыжий, цвет начищенной медной посуды.
Кипенный, кипенно-белый - белоснежный, цвет кипеня белой пены, образующейся при кипении воды.
КашУ
- рекомендовали в качестве синего, а несколько позже его преподносили
как ярко-красный. В толковых словарях этот цвет часто трактуется как
табачный.
Колумбиновый - сизый, от франц. colombin, «голубь».
Коричный - то же, что коричневый.
Королевский голубой калька с англ. royal blue, ярко-голубой.
Краплачный, краповый ярко-красный, от нем. Krapplack, цвет краски крапплака, добываемой из корня марены.
Кумачовый - цвет кумача, ярко-красной хлопчато-бумажной ткани.
Купоросный - пронзительно-голубой, цвет раствора медного купороса.
Кубовый - синий, насыщенно-синий, от названия растения куб (оно же индиго).
Куропаткины глаза - светло-красный.
Лабрадоровый - цветa лабрадора, полевого шпата с красивым синим отливом.
Лавальер - желтовато-светло-коричневый. Вошел в моду, в отличие от юфтевого, только в середине XIX столетия.
Лесных каштанов - темный коричневый с рыжеватым оттенком.
Лилейный - нежно-белый, цвет белой лилии.
Лондонского дыма - тёмно-серый.
Лорд Байрон - темный коричневый с рыжеватым оттенком.
Лягушки в обмороке - светлый серо-зеленый.
Маджента
- ярко-красный, между красным и фиолетовым. Судя по тому, что в честь
битвы при Сольферино в 1859 был назван один из цветов (см. ниже), а
около города Маджента тогда же произошла еще одна битва, возможно, это
название возникло тогда же.
Майский жук - цвет из красно-коричневой гамме с золотым отливом.
Маренго
- серый с вкраплениями черного. Название появилось после битвы при
Маренго в 1800 году. По одним сведениям, именно такого цвета были брюки
Наполеона, по другим - ткани местного производства ручной работы были
главным образом темно-серого цвета.
Марин, марина - цвет светлой морской волны, от франц. marine, морской.
Маркизы
Помпадур - оттенок розового. Она принимала активное участие в работе
над созданием севрского фарфора. Редкий розовый цвет, полученный в
результате многочисленных экспериментов, назван в ее честь - Rose
Pompadour.
Массака - темно-красный с синим отливом. Встречается
в "Войне и мире", правда, там он «масака»: "На графине должно было быть
масака бархатное платье".
Медвежий (он же медвежьего ушка) - темно-каштановый оттенок коричневого.
Мов - розовато-лиловый.
Мордоре,
мардоре - цвет из красно-коричневой гаммы с золотым отливом. Название
происходит от французского more dore, буквально «позолоченный мавр».
Этот цвет был особенно модным в 1-й половине XIX века.
Московского пожара - похож на цвет давленой брусники.
Мурамный, муаровый - травянисто-зеленый.
Наваринского
пламени с дымом (или дыма с пламенем) - темный оттенок серого, модный
цвет сукна, который появился после победы русских над турками в
Наваринской бухте в 1827-м. Упоминается в «Мертвых душах». По одному
варианту, Чичиков просит показать сукно «цветов темных, оливковых или
бутылочных с искрою, приближающихся, так сказать, к бруснике», по
другому - он желает получить сукно «больше искрасна, не к бутылке, но к
бруснике чтобы приближалось». А на картинке в «Московском телеграфе»
«фрак суконный, цвета наваринского дыма» коричневый. вет с пламенем,
очевидно, обозначает более светлые оттенки.
Облакотный - цвета облака.
Орлецовый красно-вишнево-розовый, цвета орлеца.
Опаловый - молочно-белый, матово-белый с желтизной или голубизной.
Орельдурсовый - темный коричневый с рыжеватым оттенком.
Осиновый - зеленый с сероватым оттенком.
Павлиний - синевато-лиловый.
Палевый
- розовато-бежевый оттенок желтого, от франц. paille "солома". Согласно
Далю, палевый соломенного цвета, бледно-желтоватый. Бело-желтоватый,
изжелта-белый; желто-белесоватый; о лошадях: соловый и изабелловый; о
собаках: половый; о голубях: глинистый. Карамзин воспевал палевые
сливки.
Парижская синь - ярко-синий.
Парижский голубой - cветло-голубой.
Парижской грязи - грязно-коричневый цвет. Появилось после знакомства публики с очерками Луи-Себастиана Мерсье "Картины Парижа".
Парнасской розы - оттенок розового с фиолетовым отливом.
Паука, замышляющего преступление - темный оттенок серого. По другим источникам - черный с краснотой.
Пелесый - темный, бурый.
Перванш - бледно-голубой с сиреневым оттенком.
Перловый - жемчужно-серый, от франц. perle, перл, жемчуг.
Померанцевый - апельсиновый с розовым.
Порфирный, порфировый - пурпурный.
Последний вздох жако - желто-рыжий. Возможно, потому, что перед смертью глаза попугая жако желтеют.
Плавый - светло-желтый. У Даля изжелта-беловатый, бело-желтый, соломенного цвета.
Празеленый - иссиня-зеленоватый.
Праземный - цвета празема, светло-зеленого кварца.
Прюнелевый
оттенок черного, получил название по цвету спелых ягод тутовника;
сначала оттенок связывался с тканью прюнель, бывшей когда-то только
черной.
Пукетовый - (от испорченного "букет", расписанный
цветами. У Островского: "Ты мне подари кусок материи на платье да
платок пукетовый, французский".
Пунцовый - ярко, густо или темно-алый (червчатый).
Пюсовый
бурый, коричневый оттенок красного, цвет раздавленной блохи от
французского puce "блоха". Новый словарь русского языка описывает его
как просто темно-коричневый. (Были также оттенки "блоха в обмороке",
"блошиное брюшко" и врут, наверное, цвет "блохи в родильной горячке".
Ранжевый то же, что оранжевый.
Резвая пастушка - оттенок розового.
Рвота императрицы - оттенок коричневого.
Редрый - бурый, рыжий, красноватый.
Розовый пепел - нежно-серый цвет, отливающий в розовый.
Савоярский - цвет из красно-коричневой гаммы с золотым отливом.
Семги - оттенок розового.
Селадоновый - серовато-зеленый.
Сизый - цвет голубя, после просто синий.
Силковый - голубой, васильковый.
Сине-алый - темно-фиолетовый.
Синетный - церковное слово, означающее "сплошь синий".
Синявый - с синим отливом.
Скарлатный - ярко-красный, от англ. scarlet.
Смурый - коричневый оттенок серого, грязно-серый.
Соловый - серый. По этому цвету назван соловей.
Сольферино - ярко-красный. Назван в честь битвы при Сольферино в австро-итало-французской войн в 1859.
Сомо - розовато-желтый. Встречается в "Войне и мире".
Старой розы - грязновато-розовый, ненасыщенный цветом.
Стризовый - ярко-красный.
Сюрприз
дофина. Он же цвет детской неожиданности. По легенде в Париже принялись
красить ткани в цвет обделанных пеленок после того, как Мария
Антуанетта продемонстрировала придворным своего только что рожденного
двухчасового сына, который перед ними "оскандалился".
Танго - оранжевый с коричневым оттенком.
Таусинный
синий - от слова "павлин". Синевато-лиловый. Согласно Далю темносиний,
согласно Новому словарю русского языка темно-синий с вишневым отливом.
Есть варианты тагашинный, тагашовый.
Терракотовый - коричневый оттенка красного кирпича, ржавчины.
Турмалиновый - темно-малиновый, цвета полудрагоценного камня турмалина.
Фернамбук - изжелта-красный, краска, добываемая из древесины фернамбука.
Фисташковый - грязновато-зеленый.
Фрез
- фрезовый цвет раздавленной земляники, светло-малиновый. Согласно
Новому словарю русского языка розовый с сиреневым оттенком. От франц.
fraise, земляника.
Фуксии - насыщенный розовый.
Цинковый - цвета цинка, синевато-белый.
Червчатый - смесь багряного с синим, ярко-малиновый.
Чермной - искрасна-рыжий.
Чесучовый - цвета чесучи, желтовато-песочной шелковой ткани.
Шампань - прозрачно-желтый, цвета шампанского.
Шамуб - светлый рыже-коричневый, от франц. chamoi, верблюд.
Шанжан - цвет с переливающимися оттенками
Шарлах - ярко-красный, от названия краски.
Шартрез - жёлто-зелёный.
Шмальтовый голубой, от названия краски, которую делали из толченого синего стекла (смальты).
Экрю - цвета слоновой кости или небеленого полотна, серовато-белый.
Электрик - цвета морской волны, голубой, синий с серым отливом.
Электрон - ярко-голубой с прозеленью.
Юбагрый (убагрый) - багровый, светло-багряный; светло-синий.
Юфтевый - желтовато-светло-коричневый. Цвет юфти был широко распространен в первой четверти XIX века.
Яхонтовый - красный, фиолетовый или темно-голубой.
Устаревшие названия цветовых оттенков.
Аделаида красный оттенок лилового. По другим источникам, темно-синий. В
40-50-х годах XIX в. употреблялось в печати: встречается у Тургенева
("цвета аделаида, или, как у нас говорится, оделлоида" и Достоевского
("Так этот галстух аделаидина цвета? Аделаидина-с. А аграфенина цвета
нет?".
Адрианопольский - ярко-красный, от названия краски, которую производили из марены.
Адского пламени, адского огня - лиловый оттенок красного. Или перламутрово-красный. Или черный с красными разводами.
читать дальше
Аделаида красный оттенок лилового. По другим источникам, темно-синий. В
40-50-х годах XIX в. употреблялось в печати: встречается у Тургенева
("цвета аделаида, или, как у нас говорится, оделлоида" и Достоевского
("Так этот галстух аделаидина цвета? Аделаидина-с. А аграфенина цвета
нет?".
Адрианопольский - ярко-красный, от названия краски, которую производили из марены.
Адского пламени, адского огня - лиловый оттенок красного. Или перламутрово-красный. Или черный с красными разводами.
читать дальше